Рубка капитана
База данных вашего корабля
карта орбит
Карта орбит с высотами и спутниками
© 2022
В небо на взрыве
Близится к концу наша мечтательную серия футуристических статей. Больше всего на ее протяжении мы обсуждали способы удешевить космические полеты. Встречайте еще один. Путь создания ракетного двигателя на новой тяге. В таком двигателе не просто горит топливо с окислителем. Они буквально взрываются. Это называется — импульсный детонационный двигатель.

Самые мощные ракетные двигатели сейчас — жидкостные. В них топливо, смешивается с окислителем и горит. Очень эффективно горит, в тысячи раз лучше, чем под капотом у вашего девятоса или соляриса. Но если бы вещество не просто горело, а детонировала… Взрывная волна в 100 раз быстрее волны сгорания. А скорость «выхлопа», правильно говорить истечения — важнейший показатель эффективности.

И попытки создать двигатель на этом принципе, оседлать волну детонации предпринимались еще с середины прошлого века. Все перипетии пересказывать не будем. Перейдем сразу к нашим временам.

Летом 2016 года НПО «Энергомаш» испытало на стенде и даже выложило в сеть видео кислородно-керосинового жидкостного импульсного детонационного двигателя (ИДД) с подходящим названием «Ифрит». Два образца продемонстрировали работу на протяжении нескольких пусков.

После этого никакой информации о проекте не поступало. Будем надеяться, что это потому что все прошло настолько успешно, что проект засекретили. И не надо думать, что это сделали «люди в черном», агенты кейджиби или что-то в этом роде.

Просто двигатель такой мощности, на порядок больше, чем у лучших нынешних ЖРД имеет огромный коммерческий интерес. Засекретить разработку стоило в первую очередь от промышленного шпионажа, не столько от военного.

Знаменитое агентство DARPA чуть раньше испытывало ИДД на летающих самолетах-лабораториях. На словах заявили, что все очень перспективно, но тоже тема ушла в тень. Другая команда, из Университета центральной Флориды, пару лет назад заявила, что на стенде смогла с ИДД достичь скорости детонационной волны в 7200 — 9000 км/ч, то есть более чем в пять быстрее скорости звука. В нынешних двигателях скорость не достигает и одной.

Сейчас немного пофантазируем напоследок.

Представьте объединение «Ифрита» с клиновоздушным двигателем «Короны» (см. статью 2-й недели) и «Крылом» (см. статью 13). Такой космический корабль будет одноступенчатым, многоразовым, и сможет летать как в космосе, так и в атмосфере.

Все как в фантастике. Но только это не фантастика, а живые проекты, с амбициозными коллективами. В одной стране, что немаловажно.
В небо на взрыве
Близится к концу наша мечтательную серия футуристических статей. Больше всего на ее протяжении мы обсуждали способы удешевить космические полеты. Встречайте еще один. Путь создания ракетного двигателя на новой тяге. В таком двигателе не просто горит топливо с окислителем. Они буквально взрываются. Это называется — импульсный детонационный двигатель.

Самые мощные ракетные двигатели сейчас — жидкостные. В них топливо, смешивается с окислителем и горит. Очень эффективно горит, в тысячи раз лучше, чем под капотом у вашего девятоса или соляриса. Но если бы вещество не просто горело, а детонировала… Взрывная волна в 100 раз быстрее волны сгорания. А скорость «выхлопа», правильно говорить истечения — важнейший показатель эффективности.

И попытки создать двигатель на этом принципе, оседлать волну детонации предпринимались еще с середины прошлого века. Все перипетии пересказывать не будем. Перейдем сразу к нашим временам.

Летом 2016 года НПО «Энергомаш» испытало на стенде и даже выложило в сеть видео кислородно-керосинового жидкостного импульсного детонационного двигателя (ИДД) с подходящим названием «Ифрит». Два образца продемонстрировали работу на протяжении нескольких пусков.

После этого никакой информации о проекте не поступало. Будем надеяться, что это потому что все прошло настолько успешно, что проект засекретили. И не надо думать, что это сделали «люди в черном», агенты кейджиби или что-то в этом роде.

Просто двигатель такой мощности, на порядок больше, чем у лучших нынешних ЖРД имеет огромный коммерческий интерес. Засекретить разработку стоило в первую очередь от промышленного шпионажа, не столько от военного.

Знаменитое агентство DARPA чуть раньше испытывало ИДД на летающих самолетах-лабораториях. На словах заявили, что все очень перспективно, но тоже тема ушла в тень. Другая команда, из Университета центральной Флориды, пару лет назад заявила, что на стенде смогла с ИДД достичь скорости детонационной волны в 7200 — 9000 км/ч, то есть более чем в пять быстрее скорости звука. В нынешних двигателях скорость не достигает и одной.

Сейчас немного пофантазируем напоследок.

Представьте объединение «Ифрита» с клиновоздушным двигателем «Короны» (см. статью 2-й недели) и «Крылом» (см. статью 13). Такой космический корабль будет одноступенчатым, многоразовым, и сможет летать как в космосе, так и в атмосфере.

Все как в фантастике. Но только это не фантастика, а живые проекты, с амбициозными коллективами. В одной стране, что немаловажно.