Ракеты с возвращаемыми ступенями. Вертолеты и самолеты
Продолжаем изучать способы удешевить космические запуски за счет спасения ступеней ракет-носителей. Сегодня рассказываем про новозеландский и российский методы с привлечением средств авиации.
Вертолеты
Компания Rocket Lab, оперирующая небольшим космодромом в Новой Зеландии успешно тестирует поимку падающей ступени сверхлегкой ракеты Electron с помощью модификации вертолета Sikorsky S-92.
Ракета способна вывести полезную нагрузку массой до 150 кг на орбиту высотой до 500 км. Вертолет веревкой с крюком цепляет тормозной парашют первой ступени на высоте в полтора-два километра. Ступень весит около тонны.
Любителям больших ракет может показаться (дедушка Фрейд доволен), что речь о чем-то несерьезном. Что можно запустить в космос и на какую орбиту носителем, который можно поймать всего лишь вертолетом?
Спешим многих разочаровать. В среднесрочной перспективе магистральным трендом, вполне вероятно, станет миниатюризация космоса, как произошло и продолжает происходить с электроникой. Десятисантиметровый кубсат на низкой орбите уже может выполнять большинство функций спутника многотонного.
Проблема только в сроке службы. Низкий спутник быстрее тормозит и сгорает в атмосфере. Поэтому их надо запускать чаще. Сверхлегкая ракета вот тут и пригодится. Особенно, если окажется еще и сверхдешевой.
В Electron, например, помещается более 30 спутников.
Ракета с крылом
Год назад бывший глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявлял, что прототип многоразовой крылатой ступени ракеты легкого класса «Крыло-СВ» будет создан в конце 2022 года. С тех пор многое произошло, но надеемся, что работы ведутся.
«Крыло» в перспективе возможно станет самостоятельной ракетой легкого класса, но пока речь идет только об одном из боковых ускорителей более тяжелого носителя.
Согласно идее, на определенной высоте «Крыло-СВ» отделяется, раскрывается, собственно крыло, на остатках топлива включается отдельный посадочный реактивный двигатель «Вихрь» и ракета в режиме беспилотника по-самолетному приземляется на достаточно крупном аэродроме.
Есть у концепции и минусы. Некоторые эксперты сомневаются в возможности создать легкие и крепкие конструкции раздвижных консолей крыла. Либо легкие с большой вероятностью поломки во время наибольших нагрузок, либо тяжелые, сокращающие массу полезной нагрузки.
Информация о работах над проектом иногда, но редко всплывает, что вызывает опасения о его судьбе. Однако, словно намекая на перспективы концепции, возле космодрома Восточный строится аэродром с особо длинной взлетной полосой. 3.25 километра, а может, дорастет и до 4,4 километров.
Этого должно хватить не только для самых крупных пассажирских и грузовых самолетов, но и для техники гораздо более высокого полета.